Пресс-центр природного заповедника Утриш

Девять шагов к Великой Победе

День Победы - дата, особенная для всех граждан России и СНГ. Подвиг Победы живёт в сердцах потомков уже 75 лет. И каждый год мы вспоминаем события, связанные с этой священной датой.
В 2020-м, юбилейном году, сотрудники, волонтёры и партнёры заповедника "Утриш" решили целиком посвятить начало мая празднованию Дня Победы.
Мы расскажем о героических событиях, что происходили в лесах Утриша и в прилегающих водах Чёрного моря. Вспомним и о памятных датах, которые предшествовали подписанию Акта о безоговорочной капитуляции Германии.

Проект заповедника мы назвали "9 шагов к Великой Победе". На каждый день с 1 по 9 мая, мы подготовили для гостей официального сайта и сообществ заповедника в социальных сетях, увлекательные публикации о событиях мая 1945 года.

Цикл публикаций начнем с рассказа заместителя директора по экологическому просвещению Олега Козырева о водружении Красного Знамени над рейхстагом. Подробнее о событии - в рассказе Олега Николаевича, видео можно посмотреть в сообществе заповедника "Утриш" во "ВКонтакте": https://vk.com/utrishgpz

#9шаговкВеликойПобеде 

Видео с Олегом Козыревым:
https://vk.com/video-83231953_456239097


Сегодня наш рассказ будет посвящен трагическим событиям, которые произошли в акватории Чёрного моря, у мыса Большой Утриш. Сейчас эта территория непосредственно прилегает к границам заповедника, а сам мыс является популярным туристическим местом.
Сюжет предоставлен партнёром заповедника «Утриш» Вахтангом Сухиташвили. @vakhtang2019
С началом войны гражданский пароход «Фабрициус», получив на вооружение два небольших орудия и два пулемета, начал осуществлять перевозки грузов. И вот 2 марта 1942 года пароход шел мимо Большого Утриша с военным грузом, бойцам, лошадьми и сеном. Судно атаковал вражеский самолет-торпедоносец.
Капитан М. Григор получил от взрыва контузию, пятеро матросов погибли.
Тонущее судно затащили буксирами на камни. Чтобы груз утром не был уничтожен вражескими самолетами, его за ночь в шторм и мороз разгрузили курсанты моршколы.
А дальше началась 152-дневная героическая эпопея. Почти каждый день вражеские самолеты, пролетавшие мимо сидящего на мели «Фабрициуса», наталкивались на заградительный огонь. Иногда вражеские корабли атаковали беспомощный «Фабрициус». Так пароход стал передним форпостом Анапы.

В перерывах между боями экипаж пытался отремонтировать судно, но безуспешно, пробоина была слишком велика, а штормящее море мешало работе. В августе, когда немцы перешли в наступление, экипаж был снят и переведен в Новороссийск.
152 дня экипаж беспомощного судна сражался с фашистами. Об этом подвиге должны помнить многие поколения анапчан. И благодарные горожане построили на мысе памятник – маяк. На его открытие приехал капитан «Фабрициуса» М. Григор, чтобы поклониться своим матросам. А из Риги прибыл отдать дань памяти погибшим товарищам, бывший палубный матрос «Фабрициуса», юнга Владимир Гаврилов. Он возложил цветы на могилу своих однополчан, где также был захоронен прах его однокурсника Юрия Рысева и сказал: «Прости меня, Юра, мне уже шестьдесят, а тебе всё семнадцать».
Братская могила на мысе Большой Утриш стала первой могилой погибших у Анапы советских воинов. И появилась она ещё за полгода до подхода фашистских войск.
В год 70-летия Победы на мысе Большой Утриш была обновлена памятная плита. Кроме имен погибших матросов «Фабрициуса», здесь появились имена членов экипажа и другого судна.
В августе и сентябре 1941 года учебный корабль «Днепр» в статусе санитарного транспорта совершил несколько рейсов в осажденную Одессу с войсками и боеприпасами, успешно уклоняясь от атак вражеской авиации.
Но 3 октября 1941 года удача отказала судну.
Под управлением капитана III ранга А. Моргунова, «Днепр» вышел порожняком из Новороссийска и следовал в Севастополь за оборудованием в сопровождении миноносца «Смышленый» и тральщика Т-408 «Якорь».
Вечером того же дня юго-западнее мыса Утриш «Днепр» был атакован с малой высоты немецкими самолетами-торпедоносцами. Получив торпедный удар в среднюю часть корпуса, лайнер затонул.
Тральщик «Якорь» поднял из воды на месте гибели судна 163 человека, спасти 40 человек так и не удалось. А судно до сих пор покоится на глубине около 1200 метров.

Видео:
https://vk.com/video-83231953_456239099