Заповедник Утриш
2021
О нарушениях природоохранного законодательства, ЧС, местах несанкционированного размещения отходов и других происшествиях сообщите по телефону! +7(918)4901812 Экстренный (круглосуточно)
Close
Обратиться в заповедник "Утриш"
Заполните контактные данные и вопрос для направления ответа
Телефон \ phone
Ваш вопрос в 1-3 предложениях \ Request
Заполняя информацию и оставляя контактные данные Вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности
Мы используем cookies для повышения пользовательского опыта посетителей сайта в соответствии с Политикой конфиденциальности
Согласен
Close

Форсайт экологического туризма на охраняемых природных территориях

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Государственный природный заповедник «Утриш», город-курорт Анапа, Россия
О.А. Чихачев, Т.Б. Чакрьян, Т.А .Артеменко
Статус особо охраняемой природной территории предполагает «сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем» [Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N ЗЗ-ФЗ], т. е. соблюдение режима заповедности.

На полуострове Абрау расположена уникальная по своей красоте и природному богатству территория, обладающая огромным ресурсным потенциалом, включающая Анапский и Новороссийский районы. Здесь представлены естественные экосистемы реликтовой и эндемичной флоры и фауны. Многие из видов, составляющих эти экосистемы, имеют различный природоохранный статус и включены в Красный список Международного Союза Охраны Природы, Красные книги Российской Федерации и Краснодарского края. Набор элементов рельефа и ландшафтов, их насыщенность объектами культурно-исторического наследия позволяют отнести данную территорию к числу наиболее перспективных в плане объектов познавательного туризма.
С 2010 года большая часть полуострова Абрау получила природоохранный статус заповедника. В настоящее время Государственный природный заповедник «Утриш» проходит организационную стадию.
Курорт Анапа на сегодняшний день предлагает множество туристических продуктов: курортные здравницы и гостиницы, детские оздоровительные лагеря, экскурсионный туризм, аквапарки, парки развлечения и отдыха и т.д. Ежегодно поток туристов на курорте возрастает, что свидетельствует о росте потребностей населения в получении туристических услуг.

Познавательный туризм является одним из специализированных видов экологического туризма [Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий от 22 декабря 2011 г. № 2322-р]. Основной целью познавательного туризма в заповеднике является формирование в сознании посетителей необходимости сохранения уникальных природных комплексов.
Одним из приоритетных направлений деятельности заповедника является экологопросветительская работа, в рамках которой планируется организация познавательного туризма [Концепция познавательного туризма государственного природного заповедника «Утриш», 2012г.]. Развитие этой формы туризма будет способствовать пропаганде рекреационных возможностей территории, созданию развитию рекламно-информационного обеспечения природных и историко-культурных объектов заповедника, повышению конкурентоспособности курорта Анапа, расширению межрегионального сотрудничества.
Для создания качественного туристического продукта необходимо соблюсти все критерии успешности, обладать знанием потребностей и интересов целевой аудитории, четко определить рекреационную нагрузку, режим посещения и создать инфраструктуру продукта. Мы предполагаем, что предлагаемый туристический продукт познавательного туризма на ООПТ будет востребован у всех слоев населения, как местного, так и приезжающего на отдых.
Целью данной работы является проведение маркетингового исследования по анализу спроса на продукт познавательного туризма на ООПТ для формирования конкурентоспособного туристического продукта.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

сбор и обработка информации;
оценка направлений развития проекта и его конкурентоспособности;
изучение реакции потребителей на новый туристический продукт;
изучение платежеспособного спроса на турпродукт,
изучение востребованности ассортимента сувенирной продукции.
Социологические исследования
Для получения необходимой информации было проведено анкетирование. Было заполнено более 200 анкет, получены данные о возрасте, роде деятельности, месте жительства респондентов. В опросе приняли участие около 77 % отдыхающих, прибывших к нам из городов Москва, Липецк, Самара, Астрахань, Уренгой, Краснодар и других. 23% опрошенных составили жители Анапского района. По возрастным группам респонденты распределились следующим образом: 16% опрошенных составили школьники, 32% - студенты, 41% - работающие, 11% - пенсионеры.

На вопрос: «Знаете ли Вы о существовании государственного природного заповедника «Утриш»?» более 88 % респондентов ответили положительно, что свидетельствует об эффективной просветительской работе заповедника (Рис. 1).

Рис. 1 - Результаты социологических исследований

На вопрос о желании посетить территорию заповедника «Утриш» все респонденты, за редким исключением, ответили положительно.
Анкетирование показало, что около 93% представителей местного населения, а так же 97 % приезжих положительно относятся к посещению заповедников, заказников и национальных паров.
Кроме того, результаты опроса показали, что для всех без исключения респондентов при посещении заповедника важны такие элементы сервиса как: наличие лавочек, информационных табличек о животном и растительном мире, экскурсоводов, аудиогида, игровой комнаты, туалета.
На вопрос, «Какие экскурсии Вам интересны?» самыми популярными ответами стали обзорная (общее представление о заповеднике) и тематическая (историческая, археологическая, природная).
Более 85 % школьников приоритетной выбрали «приключенческую экскурсию - открытие».

Анкетирование
Также в данных анкетах респондентам предлагалось выбрать для себя наиболее привлекательные маршруты. Оказалось, что
-84 % пенсионеров предпочитают морские экскурсии на катере, а так же посещение экологического центра с проживанием;
-64 % работающих граждан выбрали конные экскурсии;
-52 % студентов и 49 % школьников привлекают велосипедные экскурсии по лесу.

Около 43 % респондентов в качестве сувениров хотели бы приобрести брелоки и магниты с символикой заповедника. Также востребованными будут CD-диски с фильмами о заповеднике, книги, буклеты, фотографии пейзажей, почтовые открытки.
При ответе на вопрос: «Интересно ли Вам посещение парка живой природы на территории заповедника (животные в вольерах и террариумах, морские обитатели в аквариумах)?» мнения опрошенных, принадлежащих к старшей целевой аудитории, сильно разнятся с предпочтениями учащейся молодежи. У большинства школьников и студентов не возникает желания посещать такие комплексы. Однако для старшего поколения респондентов (работающие - 75 % и пенсионеры -84 %) такая возможность представляется привлекательной.
Основная часть опрошенных (45 %) готовы заплатить за экскурсию в заповеднике до 500 рублей, 39 % - до 200 рублей, 13 % - до 300 рублей. Более 1000 рублей в качестве оплаты за экскурсию могут себе позволить только 3 % респондентов.

Выводы
В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
-анкетирование является наиболее эффективным инструментом по сбору первичной информации;
-анализ анкет позволил выявить информированность населения о существовании заповедника «Утриш»;
-предлагаемый туристический продукт будет востребован населением всех возрастных групп, так как ранее в заповедниках и национальных парках побывало менее 40% респондентов, а хотели бы побывать практически все;
-сегментация по предпочтениям тех или иных туристических услуг позволила понять ожидания туристов при посещении ООПТ. Оказалось, что школьников и студентов привлекают в основном экстремальные маршруты и приключенческие экскурсии, а работающие и пенсионеры предпочитают обзорные и тематические экскурсии на морских и пешеходных маршрутах;
-значительная часть подписчиков выразила желание посетить экологический центр с проживанием и готовы заплатить за данную услугу более одной тысячи рублей;
-организация размещения на территории заповедника вольеров с животными, террариумов и аквариумов требует особого, грамотного подхода. Целесообразным на данном этапе видится создание реабилитационных центров для отдельных видов животных, а также питомников эндемичных и редких видов растений.
-совершенствование проводимых исследований в дальнейшем будет осуществляться путем поощрения респондентов (выдача сувенирной продукции заповедника «Утриш»), использования Интернета как площадки для опросов.
Базой активной эколого-просветительской работы с населением и посетителями ООПТ являются Центр экологического просвещения, визит-центры и музеи под открытым небом. В состав Центра экологического просвещения входят информационный центр, визит-центр и объекты, расположенные вне этих зданий в переделах территории центра.
Информационный центр является местом, где посетители получают информацию об особо охраняемой природной территории, а также сопутствующие экологические и рекреационные услуги. В информационном центре посетитель получает квалифицированную консультацию по поводу основных достопримечательностей заповедника, а также может приобрести буклеты, карты и сувениры. Информационный центр является той отправной точкой, откуда берут начало экологические тропы и может предлагать туристам определенный пакет (набор) услуг, например, экскурсии по экспозициям, с экскурсоводами по экологическим маршрутам.
Визит-центр предполагает проведение информационно-просветительских лекций о заповеднике, демонстрацию видеоматериалов. В здании визит-центра будут располагаться как постоянные, так и сменные экспозиции и тематические выставки, конференц-зал, информационные стойки, хранилище экспонатов.

Музеи под открытым небом - одна из форм сохранения и использования природного и культурного наследия прошлого. Основной современной тенденцией в подходе к формированию экспозиции музеев является переход от показа отдельных уникальных объектов к воссозданию целостных природно-культурных комплексов. Расположение музея под открытым небом в непосредственной близости от города-курорта позволит организовать его активное экспозиционное использование.
Одним из приоритетных направлений развития познавательного туризма на ООПТ являются экологические тропы, расширяющие у экскурсантов знания о процессах и явлениях окружающей их природы.
Осмотр и обследование территории заповедника показал ее высокий рекреационный потенциал. Живописные лесные участки с высоким биоразнообразием и уникальное сочетание ландшафтов являются очень привлекательным природным объектом, находящимся в непосредственной транспортной доступности для жителей и отдыхающих г. к. Анапа.
На сегодняшний день определены места расположения всех объектов познавательного туризма на территории заповедника, осмотрены и обследованы маршруты всех экологических троп, определены пути рациональной организации инфраструктуры.

Список использованных источников
1
Концепция познавательного туризма государственного при-родного заповедника «Утриш» на период 2012-2016 г.г. (Приказ ФГБУ ГПЗ «Утриш» от 20 апреля 2012 г. №71).
2
Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 2322-р).
3
Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".