Заповедник Утриш
2022
О нарушениях природоохранного законодательства, ЧС, местах несанкционированного размещения отходов и других происшествиях сообщите по телефону! +7(918)4901812 Экстренный (круглосуточно)
Close
Обратиться в заповедник "Утриш"
Заполните контактные данные и вопрос для направления ответа
Телефон \ phone
Ваш вопрос в 1-3 предложениях \ Request
Заполняя информацию и оставляя контактные данные Вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности
Мы используем cookies для повышения пользовательского опыта посетителей сайта в соответствии с Политикой конфиденциальности
Согласен
Close
ЭКСКУРСИИ И ИНФОРМАЦИЯ
Telegram WhatsApp Viber Vkontakte Mail Phone
Публикация

Познавательный туризм и туристический продукт на ООПТ

В силу географического положения и природно-климатических условий прибрежная полоса Черного и Азовского морей, а также южные склоны Западного Кавказа являются одной из крупнейших и России рекреационно-курортных зон.
Особо охраняемыми природными территориями федерального значения являются курорты Сочи. Анапа, Геленджик, и том числе Сочинский национальный парк. Кавказский государственный природный биосферным заповедник, Государстпенный природный заповедник “Утриш».
Заповедник «Утриш», созданный и 2010 г. площадью 10 008 га. расположен в семеро западной части Черноморского побережья Западного Кавказа, на полуострове Абрау, включает земли лесного фонда в гг. Анапа, Новороссийск. При этом заповедник «Утриш» - единственный заповедник юга России, включающий акваторию Черного моря .
Специфика формирования рельефа и климата обусловили богатое разнообразие ландшафтов небольшой территории заповедника «Утриш». Здесь различают три основных типа ландшафтов (субсредиземноморский, экотонный, крутослонный), включающих 89 микро - ландшафтов. Довольно большую площадь занимают микроландшафты с уникальными средиземноморским можжевеловыми и фисташково - можжевеловыми редколесьями, обусловивших биоразнообразие редких и эндемичных видов флоры .
Особенности современного этапа социально-экономического развития России связаны с расширением возможностей рекреантов и стремлением отдохнуть за ее пределами (тем более что в условиях рынка существует индивидуальная свобода выбора мест, форм и времени отдыха). В то же время пляжно-морской, бальнеологический и лечебно-оздоровительный комплекс федерального курортного региона Анапа является одной из наиболее перспективных территорий рекреационного использования в развитии туристических функций и здравоохранения, важным фактором успеха развития Анапы как курорта федерального значения.
Развитие городского округа Анапа основывается на организации всесезонного предоставления лечебно-оздоровительных, туристских, спортивных специализированных высококвалифицированных услуг отдыхающим, туристам из России и зарубежных стран. Мо итогам курортного сезона 201 1г. число туристов, побывавших в городе-курорте в 201 1 г. составило млн. 840 тысяч человек при численности населения 142 459 человек .

Федеральные ООПТ разной категории курорт Анапа и заповедник «Утриш» являются соседствующими взаимодополняющими и одновременно привлекательными для рекреационною использования зонами. Здесь наблюдается яркий пример взаимной интеграции сфер социально-экономической деятельности двух структур. Общим является их привлекательность для туристов.
И последние годы единственно приемлемым способом интеграции заповедников в социально-экономическое развитие регионов оказался познавательный туризм. Однако массовая культура цивилизованного природного туризма в России сейчас отсутствует, а развитие иного туризма вблизи заповедников предполагает огромные инвестиционные вложения - для формирования инфраструктуры и комплекса услуг, которые могли бы обеспечить и должное обслуживание этого природного туризма, и обязательное сохранение особо цепной природной территории.

Увеличение вклада познавательного туризма в социально-экономическое развитие региона. обеспечиваемся не через «коммерциализацию» деятельности государственных заповедников. а через активное развитие бизнеса, связанного с приемом, размещением, обслуживанием туристов вне самих охраняемых природных территорий. Развитие управляемого познавательного туризма на прилетающих к заповедникам территориях планируется в сочетании с развитием транспортной и гостиничной инфраструктуры мелкого и среднего бизнеса в окружающих заповедники населенных пунктах.
По этим направлениям организации рекреационной деятельности интересы курорт и заповедника совпадают. Статус заповедника предполагает «сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных ви¬дов и сообществ растений н животных, типичных и уникальных экологических систем», г. е. соблюдение режима заповедности.

В 2011г. государственными инспекторами но охране территории провелось около 12000 бесед среди туристов, желающих посетить территорию заповедника, и предупреждено около 2500 выходов в пределы морской акватории заповедника морских маломерных судов. Дорога общего пользования, которая пересекает территорию заповедника, представляет собой труднопроходимую, местами опасную проезжую часть. Не смотря на это, в летний период число проезжающего автотранспорта достигает 12 единиц в час. Это говорит о привлекательности территории для туристов.
Целью «Концепции познавательного туризма государственного природною заповедника «Утриш» на период 2012 - 2016 г.г. является организация деятельности в сфере познавательного туризма.
Реализация Концепции основывается на общепринятых принципах: соблюдение основ заповедного дела, избирательность, опора на региональные достопримечательности, специализация и кооперация. деньги -не главное; рентабельность.
Одной из задач, которые возлагаются па государственные природные заповедники, является экологическое просвещение и развитие познавательного туризма . Понятие познавательный туризм здесь отсутствует. Это понятие мы трактуем как:

Познавательный туризм 
- приобщение к материальным и духовным ценностям различных стран и народов, является выражением стремления человека расширить, свой кругозор.
Познавательный туризм на ООПТ
- один из специализированных видов экологического туризма, основной целью которого является ознакомление с природными и культурными достопримечательностями.
Туристский продукт
- комплекс услуг, работ, товаров, необходимых для удовлетворения потребностей туриста в период его туристского путешествия.
Сама но себе каждая отдельная туристская услуга (размещение, питание, транспортировка, бытовые услуги, экскурсии, культурно-массовые мероприятия, спорт, оздоровительные услуги и г. п.) не может удовлетворить все потребности турист.
На этих условиях возникает объективная необходимость кооперации самых различных туристских услуг в единый комплекс - тур, или туристский продукт.
Турпродукт это комплексное понятие, которое охватывает 3 основных вида возможных предприятий: тур, туристско-экскурсионная услуга и товары туристско-сувенирного назначения.
Тур первичная (обязательная) единица турпродукта, реализуемая потребителю, как единое целое, является продуктом труда туроператора на определенный маршрут и в конкретные сроки.
Курорт Анапа на сегодняшний день предлагает множество туристических продуктов. Ежегодно поток туристов на курорте возрастает, что свидетельствует о росте потребностей населения в получении туристических услуг. В соответствии с общемировой тенденцией возрастает и интерес к получению качественного туристического продукта познавательной направленности.

Создание инновационного туристического продукта на территории заповедника привлечет большое количество посетителей и будет востребовано обществом. При этом для создания качественного туристического продукта необходимо соблюсти все критерии успешности, обладать знанием потребностей и интересов целевой аудитории, четко определить рекреационную нагрузку, режим посещения и создать инфраструктуру продукта.

«Концепция познавательного туризма государственного природною заповедника «Утриш» на период 2012 - 2016 г. г. включает следующий комплекс мероприятий, проведение маркетингового исследования но анализу спроса на турпродукт на внутреннем и внешнем рынках с целью формирования адекватного спросу предложения; создание экскурсионных зон. подготовка объектов показа, проведение аккредитации гидов-экскурсоводов на территории объектов показа, организация продвижения турпродукта и инфраструктуры познавательного туризма; разработка концепции отдельных объектов познавательною туризма (центра экологического просвещения, визит-центра, музея под открытым небом, питомника), перспективных планов развития туристической инфраструктуры; проведение научно-исследовательских работ объектов турпоказа; подготовка и издание методических материалов но вопросам развития; привлечение инвесторов на создание туристической инфраструктуры (музеи, сувенирные лавки, кафе, сервисные центры и прочее); организация рекламы туристических возможностей па внутреннем и внешнем рынках; формирование стандарта обслуживания. включающего разработку фирменною стиля, систему контроля качества, выявление желания клиентов, бизнес-планирование и обеспечение персонала высокой квалификацией.
Объекты познавательного туризма являются базой активной эколого-просветительской работы с населением и посетителями ООПТ.
Концепция предусматривает конструктивное сотрудничество с общественными организациями экологической направленности и волонтерами.
Планируется включение волонтеров в процесс проектирования экотроп, создания моделей взаимодействия с учащейся молодежью, помощь в благоустройстве и оборудовании экологических троп, сборе необходимых данных по объектам маршрутов, фото и видео съемка, составление справочною и популярного текстов, дизайна стендов и буклетов.

Организация поддержания порядка на экотропе, ведение «летописи» экологического маршрута также планируется с участием волонтеров. Привлечение студентов-волонтеров в качестве переводчиков и экскурсоводов запланировано уже на втором пане реализации Концепции. К волонтерской работе планируется привлекать студентов двух филиалов ВУЗов в городе Анапа «Российского государственного социального университета» и «Сочинского государственного университета».
Одним из компонентов развития экотуризма является привлечение местного населения. На подготовительном этапе планируется проведение анализа ситуации, в частности: информирование местного населения о программах и планах развития экотуризма через местные СМИ, проведение социологических опросов, интервью и обсуждений с жителями населенных пунктов, окружающих охраняемую территорию, выявление желания местного населения участвовать в экотуристической деятельности, составление списков потенциальных участников, определение оптимальных форм участия.
Реализация форм познавательного туризма заповедника «Утриш» будет способствовать территориальной организации рекреационной деятельности в сфере социально- экономического развития региона.
В результате реализации Концепции будет разработан новый туристический продукт, не имеющий аналогов в России, в связи с ним:
1
Повысится уровень экологической культуры населения России, в первую очередь детей и молодежи;

2
Негативное влияние на посещаемые природные комплексы и обкомы будет сведено к минимуму;

3
Будет создан положительный опыт, как для посетителей, так и для местных жителей;

4
Будет осуществляться пропаганда идей экологического туризма и здорового образа жизни;
5
Создадутся условия местному населению для улучшения финансовой стабильности

В результате реализации Концепции будет произведено тиражирование опыта на другие ООПТ.