Сама но себе каждая отдельная туристская услуга (размещение, питание, транспортировка, бытовые услуги, экскурсии, культурно-массовые мероприятия, спорт, оздоровительные услуги и г. п.) не может удовлетворить все потребности турист.
На этих условиях возникает объективная необходимость кооперации самых различных туристских услуг в единый комплекс - тур, или туристский продукт.
Турпродукт это комплексное понятие, которое охватывает 3 основных вида возможных предприятий: тур, туристско-экскурсионная услуга и товары туристско-сувенирного назначения.
Тур первичная (обязательная) единица турпродукта, реализуемая потребителю, как единое целое, является продуктом труда туроператора на определенный маршрут и в конкретные сроки.
Курорт Анапа на сегодняшний день предлагает множество туристических продуктов. Ежегодно поток туристов на курорте возрастает, что свидетельствует о росте потребностей населения в получении туристических услуг. В соответствии с общемировой тенденцией возрастает и интерес к получению качественного туристического продукта познавательной направленности.
Создание инновационного туристического продукта на территории заповедника привлечет большое количество посетителей и будет востребовано обществом. При этом для создания качественного туристического продукта необходимо соблюсти все критерии успешности, обладать знанием потребностей и интересов целевой аудитории, четко определить рекреационную нагрузку, режим посещения и создать инфраструктуру продукта.
«Концепция познавательного туризма государственного природною заповедника «Утриш» на период 2012 - 2016 г. г. включает следующий комплекс мероприятий, проведение маркетингового исследования но анализу спроса на турпродукт на внутреннем и внешнем рынках с целью формирования адекватного спросу предложения; создание экскурсионных зон. подготовка объектов показа, проведение аккредитации гидов-экскурсоводов на территории объектов показа, организация продвижения турпродукта и инфраструктуры познавательного туризма; разработка концепции отдельных объектов познавательною туризма (центра экологического просвещения, визит-центра, музея под открытым небом, питомника), перспективных планов развития туристической инфраструктуры; проведение научно-исследовательских работ объектов турпоказа; подготовка и издание методических материалов но вопросам развития; привлечение инвесторов на создание туристической инфраструктуры (музеи, сувенирные лавки, кафе, сервисные центры и прочее); организация рекламы туристических возможностей па внутреннем и внешнем рынках; формирование стандарта обслуживания. включающего разработку фирменною стиля, систему контроля качества, выявление желания клиентов, бизнес-планирование и обеспечение персонала высокой квалификацией.
Объекты познавательного туризма являются базой активной эколого-просветительской работы с населением и посетителями ООПТ.
Концепция предусматривает конструктивное сотрудничество с общественными организациями экологической направленности и волонтерами.
Планируется включение волонтеров в процесс проектирования экотроп, создания моделей взаимодействия с учащейся молодежью, помощь в благоустройстве и оборудовании экологических троп, сборе необходимых данных по объектам маршрутов, фото и видео съемка, составление справочною и популярного текстов, дизайна стендов и буклетов.
Организация поддержания порядка на экотропе, ведение «летописи» экологического маршрута также планируется с участием волонтеров. Привлечение студентов-волонтеров в качестве переводчиков и экскурсоводов запланировано уже на втором пане реализации Концепции. К волонтерской работе планируется привлекать студентов двух филиалов ВУЗов в городе Анапа «Российского государственного социального университета» и «Сочинского государственного университета».
Одним из компонентов развития экотуризма является привлечение местного населения. На подготовительном этапе планируется проведение анализа ситуации, в частности: информирование местного населения о программах и планах развития экотуризма через местные СМИ, проведение социологических опросов, интервью и обсуждений с жителями населенных пунктов, окружающих охраняемую территорию, выявление желания местного населения участвовать в экотуристической деятельности, составление списков потенциальных участников, определение оптимальных форм участия.
Реализация форм познавательного туризма заповедника «Утриш» будет способствовать территориальной организации рекреационной деятельности в сфере социально- экономического развития региона.