7 июня 2013 года Анастасии Пукиш представилась возможность провести свою первую экскурсию для воспитанников школы- интерната поселка Совхозный Славянского района. Экскурсия для детей, приуроченная к Всемирному дню окружающей среды, была организована их шефами - краснодарской компанией «Газпром добыча». Ребята с удовольствием послушали рассказы и легенды юного экскурсовода об уникальных растениях территории - можжевельнике, держидереве, дубе пушистом и других обитателях заповедника. Общение с природой всегда приносит радость и потому все остались в восторге от мероприятия, а на прощание выразили желание побывать в гостях у заповедника вновь.
Летом и осенью проводятся занятия на экологической тропе с учащимися - юными исследователями из десятков регионов страны. Многие профильные смены для школьников организуются на базе анапских здравниц. Занятия проводятся сотрудниками заповедника и учеными, осуществляющими научную деятельность на территории заповедника.
В последнюю неделю августа сотрудники заповедника «Утриш» провели познавательные экскурсии для участников специализированной смены «Всероссийский детский экологический фестиваль».
180 школьников и 20 руководителей групп - представители 13 субъектов Российской Федерации - познакомились с флорой и фауной заповедника. География участников фестиваля широка: Воронежская, Калужская, Свердловская, Ленинградская, Орловская, Кемеровская, Омская, Иркутская области, Удмуртия, Башкирия, Коми и Краснодарский край. В проведении всех экскурсий принимала участие и Анастасия Пукиш.
Даже профессионалы не всегда могут достичь хорошего контакта с аудиторией. Привлечение школьницы в качестве добровольца дало возможность достичь более эффективной передачи информации на уровне, соответствующем детской аудитории. Анастасия много читает и смогла найти удачные литературные примеры, проецирующиеся на современную жизнь. Например, обычный скучный инструктаж о правилах поведения на тропе ей удалось превратить в увлекательную познавательную сказку, используя рассказ Р. Бредбери «И грянул гром». Многие из ребят читали его, а для тех, кто не читал, его содержание стало открытием, и мы уверены, что, приехав домой, они обязательно возьмут в руки эту книгу. Кроме того, Настя владеет английским языком и с легкостью смогла бы провести свою экскурсию для англоязычных гостей.
В этом году Эколого-просветительский центр «Заповедники» (г. Москва) инициировал конкурс «Заповедный волонтер - 2013. Высунь нос из норы!». Одной из целей конкурса, проводящегося впервые, является повышение общественного признания вклада волонтеров в решение практических задач заповедных территорий. Заповедник «Утриш» направил заявку на участие в конкурсе ученицы 11 класса МБОУ СОШ №4 Анастасии-Магдалины Пукиш. Ко Все¬мирному дню волонтера (5 декабря) были подведены итоги конкурса. Анастасия получила достойную награду - диплом 1-й степени в номинации «Заповедный волонтер года».
По итогам проводимых заповедником конкурсов ежегодно оформляется выставочный стенд с лучшими работами учащихся и воспитанников, который демонстрируется на городских площадках. В этом году детские работы появились на печатной продукции заповедника - настольном и карманном календарях, буклете о черепахе.
Одним из важных направлений деятельности заповедника является работа с волонтерами по уборке территории. В прошлом году с помощью студентов-волонтеров организована очистка прибрежной полосы. При участии юных разведчиков России проведена акция по расчистке родников и колодцев, расположенных на территории заповедника. Скауты из Челябинска, отдыхающие на Малом Утрише, ежегодно наводят порядок на прилегающей территории.
Нашим глубоким убеждением является то, что любить можно только то, что знаешь. Поэтому сотрудники заповедника, встречаясь с ребятами, рассказывают им об истории создания Государственного природного заповедника «Утриш», о его уникальной флоре и фауне, проводят викторины и игры, используя интерактивные приемы. Особую ценность излагаемому материалу придает то, что все объекты рассказа можно увидеть, услышать и даже потрогать.
Желание участвовать в жизни заповедника возникает у всех слоев населения города, осознающих личную ответственность за будущее планеты. Например, несколько акций по очистке территории сотрудники заповедника провели вместе с волонтерами Анапы – добровольцами «серебряного возраста», которые отобраны для работы на Олимпиаде 2014-го года в городе Сочи.
Сотрудники заповедника стараются включить в природоохранную деятельность как можно большее количество участников. С этой целью ежегодно проводятся акции «Поможем птицам перезимовать!» и «Мы за зеленую планету!», участие в которых могут принять все возрастные категории. Кормушки, изготовленные школьниками совместно с родителями, передаются в дошкольные учреждения, где малыши следят за тем, чтобы в них всегда было угощение для пернатых гостей. В День Земли в конце марта посадочный материал, предоставленный заповедником, высаживается на территориях образовательных учреждений. Посадка дерева - запоминающееся событие для любого человека, совершающего это впервые.
Заповедник ведет сотрудничество и с учреждениями культуры. Проводятся совместные мероприятия с музеем «Горгиппия», городскими и сельскими библиотеками, городским театром. Заповедник пока не имеет своего визит-центра, поэтому выставки, пресс-конференции, встречи со школьниками проводятся на базе этих учреждений.
Поскольку уходящий год был объявлен Годом охраны окружающей среды, присутствие сотрудников заповедника было особенно востребовано. О нашей деятельности мы рассказывали на различных конференциях и круглых столах, проводимых на базе филиалов городских вузов. На методических объединениях учителей начальной школы, географии, биологии и кубановедения всегда ждут выступлений сотрудников заповедника, новых методических разработок, которые находятся в свободном доступе на сайте заповедника www.utrishgpz.ru.
По мнению Сергея Дерябо и Витольда Левина, глобальной целью экологического образования является формирование личности с экоцентрическим типом экологического сознания, при этом основными задачами являются: развитие адекватных экологических представлений, системы умений, навыков и стратегий взаимодействия с природой, соответствующих ценностных ориентаций [Дерября, 1996]. В рамках традиционной школы возможна закладка лишь знаниевой составляющей экологического сознания, в то время как развитие ценностно-нормативного, деятельностного, чувственно-волевого и морально-нравственного компонентов экологической личности наиболее оптимально протекает при условии пребывания детей и подростков в природных экосистемах, в специально организованной обучающей среде.
Исследования показали, что наибольшим действенным потенциалом для формирования экоцентрических установок обладает экологический туризм, реализуемый, в частности, на заповедных территориях [Концепция развития, 2011]. Развитие познавательно¬го туризма на территории заповедника «Утриш» будет способствовать оптимизации взаимоотношений человека и природы в условиях современного экологического кризиса.